В основе статьи история художницы-фотографа Джейми Даймонд, открывшей свою «детскую» во время исследования культуры реборнинга.
Куклы Реборн — это искусство детализации. Это не игрушки. Созданных в ручную перерожденных малышей не продают и не покупают, а усыновляют в онлайн-детских, или лично на специализированных выставках.
Возникшее в 1990-х годах, искусство реборнинга переросло в настоящую субкультуру, но в широких массах так и осталось непонятым. Не приняты реборнеры и многими своими коллегами — коллекционерами других кукол. Сообщество реборнеров стоит особняком, или ютится среди коллекционеров фабричных и авторских кукол-детей.
Неприязнь и даже отвращение к куклам Реборн объяснимы — именно этот эффект описал японский ученый Мори Масахиро в своей теории Зловещей долины, по которой кукла (или другой объект, выглядящий как человек, но не точь-в-точь как настоящий) вызывает чувство отторжения и фобии у некоторых людей. Видимо, эффект распространяется не на всех и гиперреализм кукол Реборн, отталкивающий одних, очаровывает других.
Джейми Даймонд куклы Реборн очаровывали постепенно, но их встреча была неизбежна. Джейми в своих творческих проектах исследует феномен нашего восприятия снимков, на которых, на первый взгляд, запечатлены обычные вещи — общение матери с ребенком, семейный портрет, или влюбленная пара. Когда, на самом деле, люди с семейного портрета — абсолютно чужие друг другу, влюбленные — не знакомы, а вместо ребенка — кукла. Но наш мозг автоматически принимает все это за чистую монету, потому что мы не готовы к обману. Концепция ее проектов отражает сущность кукол Реборн — способность мастерски выдавать безжизненное за живое.
Первое знакомство Джейми с куклами Реборн началось с проекта «Я обещаю быть хорошей мамой» — серией автопортретов, на которых она отразила воспоминания о собственном детстве, одевшись в мамины платья. Куклы Реборн идеально заменили ей ребенка. Этот проект стал началом 6-летнего путешествия в мир кукол Реборн.
Гораздо более сюрреалистичны видео со съемок, на которых обман раскрывается.
Чтобы лучше понять мир кукол Реборн, Даймонд решила познакомиться с людьми, которые их любят и создают. На протяжении года она встречалась с коллекционерами, мастерами и их семьями — довольно непростым сообществом, чтобы составить о них собственное представление. Даймонд фотографировала женщин в их обычной среде, в домашней обстановке, но с самого начала знала, что делает это не для журналисткого очерка.
Популярные в СМИ разоблачения женщин, использующих кукол Реборн с терапевтической целью после потери ребенка и других психологических травм, сделали людей подозрительными, особенно к незнакомцам с фотоаппаратом.
Терапия — понятное для общества объяснение существования гиперреалистичных кукол-младенцев. Но сообщество людей, образовавшееся вокруг кукол Реборн, гораздо разнообразнее — для кого-то это увлекательная игра, их можно одевать, выходить с ними на прогулку, а для кого-то искусство и предмет коллекционирования.
Чтобы постичь природу реборнинга, Джейми решила пойти дальше — взять в руки винил и овладеть этим искусством.
За символичные 9 месяцев Даймонд отточила свои навыки в реборнинге и открыла собственную детскую «Bitten Apple» (Надкушенное яблоко) в своей студии и на eBay, где когда-то сама нашла первую куклу (бывшую в употреблении и за небольшую цену).
За счет продаж она покрывала часть своей работы, но основным интересом был своеобразный обмен ее творений. Она продавала свои работы сразу двум аудиториям — коллекционерам кукол Реборн и коллекиоцнерам, покупающим ее фотографии. Фотографии Даймонд делала перед тем, как выставлять кукол на аукцион.
Позже Джейми реализовала еще несколько совместных проектов с другими талантливыми реборнерами. В проекте «Эми» каждый мастер создал свою уникальную куклу на основе одного молда и Даймонд сделала классические народные портреты. Демонстрируя тем самым их различие и, в тоже время, странную схожесть из-за общего происхождения.
В другом проекте мастера-реборнеры создавали кукол, имитирующих канонические образы младенца Иисуса.
Работа с реборн-сообществом позволило Даймонд исследовать ту неизученную территорию, где строятся отношения между человеком и куклой, художником и искусством.
«Bitten Apple» закрылась, но Даймонд поддерживает отношения со многими людьми, с которыми познакомилась благодаря реборнингу. Результаты проектов демонстрируются на выставках, а сама Даймонд не прекращает своих исследований продолжая стирать границы между вымышленным и настоящим.
спасибо :) было очень интересно читать статью из-за главного – увлечённости Джейми Даймонд. описанный процесс творчества Джейми – идеи, их воплощение, и дальнейшее развитие, – впечатляет невообразимо, лишний раз доказывая, что творить можно и нужно не только конвенциональными нонче методами (резаком и фломастерами); а предмет, выбранный в качестве отправной точки для творчества, может быть абсолютно неожиданным.
а вот название (“Зловещая долина кукол”) мне не понравилось. к реборнам отношусь никак, не восторгают, и не отпугивают, просто никак. в реборнах мне нравится само по себе направление (чего стоят канонические образы младенца Иисуса), но совсем не нравится техника создания уникумов, т.к. люблю тиражных коллекционных кукол. некстати, сама собираю зловещих кукол, и из них особой любовью люблю Huckleberry Toffee Dolls – готичных младенцев, которые многих людей подсознательно отпугивают не меньше, а то и больше – из-за сочетаемости натуралистичных глаз и анимешно-готичного стиля.
darkdolls, спасибо за отзыв! Название — всего лишь, термин, никого не хотели обидеть )
I want purchase a pair of shoes,but I don’t know which webstore is greater.
Who can give me some advocate?
слишком куклы реалистичные. на любителя.