Автоматон, или механическая кукла (греч. αύτό-ματος — сам собой движущийся) — заводной механизм, внешне напоминающий человекообразного робота либо животное. Некоторые из них могли выполнять вполне комплексные движения, например, играть на музыкальных инструментах. Автоматоны по праву считаются первыми роботами в мире, настолько искусно они были выполнены. Сегодня автоматоны можно увидеть, например, в музее Истории и Искусства в Нёвшателе (Швейцария).
Люди всегда мечтали сравняться с богами и создать искусственное подобие человека, животного или птицы. Искусственных людей называли андроидами, а тех, кто их создавал — художников, инженеров — тавматургами, диводелателями.
История
Первые автоматы изготовлялись уже в глубокой древности. Их знали в Древнем Китае, Египте, Древнем Риме и Древней Греции. Из легенд известны ходячие статуи Дедала в Афинах, летающий деревянный голубь Архита Тарентского, сделанный в IV в. до н. э. и многие другие. Одни изготавливались для ритуальных обрядов, украшали замки, устрашали иноземцев и даже могли служить орудием казни, другие не имели никакого практического значения, но оказались предшественниками современных автоматов.
В эпоху Возрождения идеей создания автоматов увлекались выдающиеся люди из мира искусства и науки – Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Галилео Галилей. Один из первых дошедших до наших дней автоматов – «Лютнистка» (1529) – построил итальянский инженер Х. Турриано, развлекавший двор испанского короля Карла V.
Расцвет механических роботов пришёлся на период с XVI по XIX век. Существенно повлияло на развитие автоматов изобретение часов с пружинным приводом (П. Хенляйн в Германии, XVI век), маятниковых часов (Х. Гюйгенс в Голландии, 1657), в которых впервые использовались принципы и отдельные механизмы, получившие впоследствии широкое применение в автоматах.
В XVIII в. французские механики Ж. де Вокансон и Пьер Дюмулен научились делать кукол, игравших на музыкальных инструментах, которые приобрели особенную известность. Позднее, в 1790 году, швейцарские мастера отец и сын Жаке-Дроз создали механического писца и рисовальщика. Множество разнообразных автоматов – шагающих и танцующих кукол, поющих и машущих крыльями птиц – мастерили немецкие кукольники в Нюрнберге, Женеве и Невшателе. В основу их действия был положен часовой механизм.
Современность
Производство механических кукол, которые могли ходить, открывать и закрывать глаза, наладил во 2-й пол. ХIХ в. часовщик Ж.Н. Стейне. Период 1860 по 1910 год известен как «Золотой век автоматов». В течение этого периода многие небольшие семейные предприятия по производству автоматов основывались в Париже. Они экспортировали из своих мастерских тысячи механических кукол и поющих птиц по всему миру. Именно эти французские автоматы, которые собираются и сегодня, но очень редко и стоят очень дорого, привлекают коллекционеров по всему миру. Главные французские производители были «Виши», «Леопольд Ламбер», «Флейшманн и Блёдель», а головы для их изделий поставляли в основном немецкие производители.
В ХХ в. появилось множество электромеханических «людей», которых с лёгкой руки чешского писателя Карела Чапека назвали роботами. Технические параметры первых роботов (1960-е гг.) ограничивали их возможности выполнением самых простых задач. Особым направлением в изготовлении автоматов стала аниматроника – разработка человекоподобных развлекательных машин для киноиндустрии и парков аттракционов. Автоматоны-гадалки были популярны на ярмарках в XIX-XX веках, выдавая «предсказания судьбы» на листках бумаги, указывая на карты или руны. Обычно они выглядели как механические цыганки, но встречались и иные варианты.
Современные автоматоны создаются с акцентом на искусстве, а не технологической сложности. Современные механические куклы представлены работами Cabaret Mechanical Theatre в Англии, Dug North и Chomick+Meder, Томас Кунц, Артур Гансон, Джо Джонс в США, Le Défenseur du Temps французского художника Jacques Monestier, Франсуа Жюно в Швейцарии. Еще один из таких современных мастеров — Кристиан Байи, создавший куклу Путина, подписывающего документ о присоединении Крыма к России, которая была продана за 30 тыс. евро. Механическая кукла Путина считается самой дорогой после предыдущей работы Кристиана — «Птицелов», проданной за 6,25 млн долларов (менее 5 тыс. евро).
Некоторые механические игрушки, разработанные в течение 18 и 19 веков были сделаны из бумаги. Несмотря на относительную простоту материала, бумажные автоматы требуют высокой степени технической изобретательности.